Традиция дарить друг другу подарки уходит корнями в далекое прошлое и вряд ли кто-нибудь сейчас вспомнит, каким был первый подарок. Однако, уже с самых ранних времен дарение подарков стало особым средством общения и выстраивания отношений.
В Древней Месопотамии придворные мудрецы советники по принесенным послами дарам «давали заключение», что означают эти подарки, нет ли в них тайного смысла, открывающего истинные замыслы. К примеру, принесение в дар золота означало признание себя подданными, фисташек – готовность поставлять этот продукт, экзотических животных – богатство и изобилие дарящей стороны. Ответный подарок означал признание второй стороны равной себе, поэтому подарки от купцов царю просто благодарно принимались. Традиция ответного подарка была очень распространена у викингов. Древние скандинавы считали подарок шпионом или лазутчиком дарителя, призванного навлечь на получателя неудачи, плохую погоду и прочие беды, поэтому для того чтобы убрать этот эффект нужно было подарить ответный подарок.
Дары иностранным правителям и их послам всегда служили своеобразным барометром дипломатических отношений. В России такой дар назывался "поминком". Поминками могли служить кони, оружие, золото, дорогая ткань. Государи строго следили за тем, чтобы их подчиненные ни с кем не вступали в контакт помимо их, государевой, воли и никаких поминков со стороны не принимали. Ответными дарами в допетровской России обычно были ценные меха, седла, сбруи, царские грамоты «препятствий не чинить», они назывались хорошо знакомым словом «гостинцы».
С начала XVIII века Россия активно перенимает опыт дипломатического протокола и этикета европейских стран. Международный дипломатический этикет окончательно формализовался к началу прошлого века и никакие политические или социальные перемены не повлияют принципиально на его положения, хотя анналы истории сохранят такие сомнительные подарки, как подарочные издания трудов вождей или пионерские галстуки.
История человечества знает бесчисленные примеры подарков протокольных и личных, по поводу и без, от души и с умыслом, любовные и прощальные. Монархи дарили города и страны, племенные вожди – рабов и слоновую кость, влюбленные - кулоны с портретом, бабушки – сладости и выпечку, первооткрыватели – бусы и зеркальца. Сейчас такие дары становятся уже далекой историей, но мы продолжаем эту традицию и также как и во все времена желаем, чтобы подарок понравился и сказал о нашем отношении к получателю.
Практика подарка.
Подарок должен отражать особенности получателя.
В протокольной практике учитывается пол, возраст, статус, состояние здоровья, хобби и личные пристрастия. Широко известно, что Владимир Путин любит дарить оригинальные подарки (и не любит их получать), отобранные с учетом особенностей получателя. На юбилей Евгению Примакову президент подарил блюдо «Александр Македонский разрубает Гордиев узел», символизирующее способность разрешать любые проблемы. При посещении ранчо Джорджа Буша ему был преподнесен нож златоустовских оружейников, техасскому ковбою подарок очень понравился (хотя некоторые считают, что дарить оружие не принято). Признаком хорошего тона считается отметить ту грань человека, которая не очень публична: в числе подарков Иосифу Сталину несколько тысяч(!) трубок и кисетов и одна пара теплых носков из грузинской деревушки в которой помнят, что Вождь часто простужался. В японской корпоративной культуре есть четкие предписания, какие подарки положены партнерам согласно их статусу, на пример на встрече директор получит портфель, папку и дорогую ручку, вице-президент – папку и ручку, менеджеры – только ручку.
Подарок должен выражать отношение дарителя и подчеркивать их уровень.
Отношения могут быть формальными, партнерскими, дружескими, близкими, родственными. Каждый подарок призван улучшить отношения, показать, что вы цените получателя.
Когда Владимир Путин подарил девочке, удочеренной четой Шредер в России, плюшевого Чебурашку, пресса заговорила, что у двух лидеров особо дружеские отношения. По некоторым данным, сделка между СССР и FIAT, подарившая нам «Жигули», была заключена после подарка итальянских рабочих-коммунистов советским автостроителям, подчеркнувшего, что желание сотрудничать не только меркантильное. Вне всякого сомнения, когда молодой человек дарит девушке кольцо, это говорит об уровне их отношений. Получив в подарок формальный ежедневник с логотипом или символичную статуэтку, партнер по бизнесу сделает разные выводы о продолжении контактов.
Важно как преподносится подарок.
При вручении подарка имеют значения обстоятельства и время вручения, как он был упакован и что при этом было сказано.
Президент Путин долгое время носил простые «командирские» часы, которые ему вручил командир подлодки во время учений, невысокая цена подарка с лихвой компенсировалась временем и местом. Одному из новосибирских банков была подарена скульптура дельфина, слова, сказанные при вручении, так понравились получателю, что дельфины стали традиционным подарком. Подарки морской тематики: компасы, штурвалы, подзорные трубы, якоря, стали популярным бизнес-подарком, прежде всего потому, что любой предмет символичен и содержит послание. Якорь – надежность, штурвал – управление и руководство, компас – правильные решения и направление движения, подзорная труба - четкое видение цели. Упаковка подарка придает ему законченный вид, и дело отнюдь не пустячное, ведь она говорит уже о том что вы не купили подарок 5 минут назад, но потратили на него свое время и силы.
И все-таки как выбрать подарок, чтобы он понравился и сказал о нашем отношении к получателю? У простого обывателя нет службы протокола или посольского приказа, чтобы искать подарки уместные и приятные? Все начинается с одного маленького шага – обратитесь к специалисту. Страна Подарков – специалист по подаркам! Наши консультанты и менеджеры помогут вам в выборе!
|