Живописная серия «Майтрейя (Красный всадник)» написана в 1925-1926 гг. в Западном Китае во время Центрально-Азиатской экспедиции 1923-1928 гг., предпринятой Николаем Константиновичем Рерихом, его женой Еленой Ивановной и их старшим сыном-востоковедом Юрием Николаевичем по маршруту: Индия, Китай, Алтай, Монголия, Тибет, Индия - с целью изучения «тайн философии и культуры безмерного материка».
В городе Хотане, древнем оазисе, крупнейшем торговом центре Шелкового пути, соединявшем некогда Китай с Западным миром, путешественники были задержаны местными властями без всякого повода и объяснения причин. Потянулись четыре долгих и томительных месяца непредвиденной задержки, унизительных обысков, слежки и оскорбительных запретов, лишавших возможности вести экспедиционную работу. Однако эта атмосфера «несказанного безобразия» и «мрачного средневековья» не помешала художнику создать одну из лучших его живописных «сюит», которая повествует о сокровеннейшем для народов Азии понятии, о Майтрейе, символизирующем приближение Новой Эры справедливости и добра, века мировой Общины.
Замысел серии возник у Рериха еще на пути в Хотан. На стоянках, горных тропах и перевалах члены экспедиции часто слышали легенды о Владыке Майтрейе — Будде грядущего, о Заповедной стране счастья Шамбале, укрытой за отрогами Гималаев, о Махатмах — духовных Учителях Востока, далеко опередивших по своему сознанию человечество и направляющих его эволюцию; встречали символы и знаки, сопровождающие эти священные для народов «Срединной Азии» понятия... Яркие впечатления от увиденного и услышанного во время путешествия складывались в воображении художника в сюжеты и образы будущих картин.
В октябре 1925 года Н. Рерих пишет в экспедиционном дневнике: «Задумана серия картин "Майтрейя"». И спустя месяц: «Серия "Майтрейя" сложилась из семи частей: 1. Шамбала идет. 2. Конь счастья. 3. Твердыня стен. 4. Знамя грядущего. 5. Мощь пещер. 6. Шепоты пустыни. 7. Майтрейя Победитель».
Возможно, что непосредственным побудительным импульсом для создания полотен явилась старинная тибетская танка «Красный Всадник», подаренная Рерихам в Ладаке в 1925 году и вероятно поэтому художник именовал так впоследствии и всю серию. Сюжет танки почти полностью, за исключением деталей, лег в основу первой картины серии «Шамбала идет», местонахождение которой ныне неизвестно. Однако представление о ней может дать картина «Великий Всадник» с тем же сюжетом, написанная и подаренная Монгольскому правительству в 1927 году.
Серия «Майтрейя» объединяет прошлое, настоящее и будущее народов Центральной Азии, являя удивительный сплав реальности и мифа. В конкретные пейзажные мотивы своеобразной тибетской природы, в жанровые сцены органично вплетена мифологическая канва: образы и знамения, связанные с мифами и легендами Востока о Заповедной Шамбале, Обители Учителей высшего знания, и о Будде грядущего - Майтрейе. Эти древние сказания Рерих связывает с «идеями о новой эре, вооруженной мощными силами космических энергий». Каждую картину можно сопроводить выдержками из путевого дневника художника, придающими изображенному особую жизненную убедительность.
Так, на окраине Ле внимание Рериха привлекли древние ступы с изображением коня счастья - Эрдени Мори, несущего Сокровище Мира - волшебный камень Чинтамани, исполняющий все желания. Всюду, где появляется этот конь, он приносит людям счастье и благоденствие, - гласит монгольское предание. «Издавна ходит Эрдени Мори и светит его Сокровище. На восходе и на закате солнца затихает все, значит где-то проходит великий конь белый...». Этот великий символ Майтрейи лег в основу сюжета картины «Конь счастья».
В Ладаке поражали и будили воображение горные монастыри, органично слитые с окружающей природой. Один из них — Ламаюру, совершенно исключительный «по своей сказочности», Рерих запечатлел в картине «Твердыня стен (Монастырь Бон-пo)». «Те, кто строил Ламаюру..., знали, что такое истинная красота и бесстрашие», — записывает в своем дневнике художник. И тут же замечает: «Поразительно! В Ламаюре, в этой твердыне... бон-пo, в ряду прочих изображений стоит большое изображение Майтрейи. Поставлено около 200 лет назад. Даже сюда проникло это знание... Есть величие в этом почитании будущего».
У перевала Санджу, в песчаниковой горе, были встречены пещеры в несколько этажей, тропинки к которым совершенно выветрились и чьи входы остались высоко отрезанными, как орлиные гнезда. Эти остатки буддизма оживляли в памяти рассказы о высеченных в скалах древних пещерных храмах, где в сосредоточенном уединении медитировали и молились «во имя будущего» ламы-отшельники («Мощь пещер»).
Нередко путешественники становились свидетелями (а порой и участниками) сцен, когда после долгих и опасных переходов караванщики у костров-«светляков» вели тихие ночные беседы о сокровенном: о Майтрейе, о Шамбале и ее Владыке Ригден-Джапо («Шепоты пустыни»), или вечером у подножия лиловых гор среди янтарных песков слушали рассказы ламы о Великом Владыке, изображенном на красочной танке, помещенной на камне («Знамя грядущего»). «В молчании пустыни рассказывается священная история о победе света», — заключал художник описание увиденного.
Напряженное ожидание чуда — прихода Будды грядущего получает фантастическое разрешение в заключительной картине серии «Майтрейя Победитель»: над вершинами гор в огненном небе мчится на коне Благословенный Владыка Шамбалы — Ригден-Джапо, ведя свое воинство на последнюю битву с силами тьмы. Так распространенная по бескрайним просторам Азии легенда о Новой Эре обретает зримое реальное воплощение.
Сложный философский замысел серии определил особенности изобразительной манеры художника. Значительную роль в ней играет колорит. Построенный на контрастах холодных (сине-фиолетовых) и теплых (золотисто-коричневых) тонов, он передает суровую красоту и величие горного мира. Эта насыщенная цветовая гамма в сочетании с динамикой рисунка рождает состояние торжественности и вместе с тем скрытой напряженности.
В 1925 г. в Хотане была написана и картина «Красные кони», примыкающая к серии «Майтрейя» по своему образно-стилистическому строю. Сюжетом для нее послужил старинный буддийский обряд, впервые увиденный путешественниками в Ладаке.
Завершив первый этап экспедиции, Рерихи пересекли границы новой России и 13 июня 1926 года прибыли в Москву. Выполняя Высокое Поручение, художник передал Советскому правительству Послание Махатм, ларец со священной землей «на могилу В.И. Ленина», а от себя — ряд картин, написанных во время путешествия, и прежде всего серию «Майтрейя». Акт передачи «Майтрейи» стране, провозгласившей своей целью построение общества социальной справедливости, имел глубокое символическое значение.
В конце лета, получив экспедиционные паспорта, Рерихи выехали на Алтай, затем отправились в Монголию и оттуда караванными тропами через Трансгималаи в Сикким (Индия) — конечный пункт путешествия.
Оставленная в Москве для передачи в Государственную Третьяковскую галерею, серия «Майтрейя» была подарена А.М. Горькому, а с 1936 года, согласно завещанию писателя, она находится в собрании Горьковского (ныне Нижегородского) художественного музея.
Ирина Кузнецова
|