История династии Чжоу ( 1122-221 гг. до н. э.) - это эпоха постоянных войн.
Как свидетельствуют надписи на бронзовых сосудах, после свержения Инь, в период Западной Чжоу (1122- 771 гг. до н. э.), в результате войн против северных варваров количество одних только пленных доходило до 13000 человек.
В период «Весны и Осени» Чунь Цю (771-476 гг. до н. э.) в VII веке до н. э. в армии было до 600 боевых колесниц, количество которых выросло до 1000 в VI веке и до 4000 в V веке.
В книге «Цзо-Чжуань» имеются сведения, что за каждой колесницей шло по десять солдат, т. е. только пеших воинов в чжоуской армии было не менее 40 тысяч человек. Изменилась и тактика ведения боя: если раньше колесницы имели второстепенную роль и основная нагрузка во время боя падала на клевценосцев, то теперь за счет тактического перестроения была увеличена мобильность колесниц и их маневренность на поле боя, а основной боевой единицей стали небольшие подразделения лучников (до 9 человек), располагавшихся на этих колесницах. Пешие подразделения были представлены лучниками и пикейщиками, но на вооружении были также такие типы оружия, как меч, кинжал, аркан, копье и перенятый у предыдущей династии клевец.
В период «Воюющих царств» (475-221 гг. до н. э.) в китайском обществе окончательно формируется военная наука; пишется трактат «Сунь-цзы», возникает сословие рыцарей Да-Фу.
Окончание Бронзового и начало Железного веков венчает династия Цинь (221-206 гг. до н. э.), именно здесь Китай становится централизованным государством, армия становится подчиненной единому командующему, военно-педагогическая мысль претерпевает ряд серьезных реформ. Из истории известно, что после смерти У-вана главой рода Чжоу становится регент при малолетнем сыне У-вана - Чжоу Гун, который в основу своей внешней и внутренней политики положил принцип сохранения и развития всего прогрессивного, что было у иньцев. Это касалось и военно-педагогической мысли Древнего Китая. Чжоу-Гун знал, что нельзя пренебрегать традициями предков.
Вот как описывают отношение к «закону» древние гимны «Книги Преданий»:
И царь Просвещенный (Вэнь-ван Чжоу) воскликнул:
О, горе! О, горе великому царству Инь-Шан!
Безвременье Ты, Инь, небрежешь стариною великой,
Хоть нет совершенных и старых люден,
Законов живет еще древнее слово,
Но ты не вникаешь в законы, и снова Великие судьбы распасться готовы...».
«Книга Преданий» является одной из девяти конфуцианских книг, которые великолепно иллюстрируют военно-политические тенденции и состояние военно-педагогической мысли эпохи Западная Чжоу (1122-771). Основная мысль, которая прослеживается в конфуцианском каноне, утверждает, что в Древнем Китае большое внимание уделялось идеологическому воспитанию воинов, т. к. применение СБИ невозможно без четкой идеологической позиции обучающего и обучаемого.
Таким образом, противоборство Инь и Чжоу имело прежде всего идеологические причины, о чем свидетельствует, например, такой отрывок из «Книги Гимнов»:
Были разбиты в походе у нас топоры.
Наши секиры расколоты были в куски, ...
Были расколоты острые наши жезлы.
Чжоусскин князь выступает в поход на восток - Царства пределы к добру он выводит из мглы!
Итак, несоблюдение законов и «небрежение стариною» привело Инь к краху. Более современная идеология принесла более совершенные методы обучения, более совершенное обучение создало более сильную армию, основой которой была железная дисциплина. Жесткая военная дисциплина, как веление времени постоянных войн, достигалась не только методами принуждения и поощрения (раздариванием приближенным, военачальникам и особо отличившимся солдатам оккупированных земель и взятых в плен рабов): здесь особенно важную роль играли и «старые методы»: «произношение звуков», «военные танцы» и охота. Например, метод «произношения звуков» существовал в форме строевых песен.
Литературные источники о развитии военно-педагогической мысли Древнего Китая дошли до нас благодаря ученым периода «Весны и Осени». Именно они собрали разобщенные сведения и описали их в своих трактатах, самым объемным из которых является «Девятикнижие» Конфуция. Канон Конфуция построен по тому же принципу, что и «Колодезные Поля»: разделен на две части - «Пятикнижие» и «Четверокнижие». состоящие соответственно из книг. И Цзин (Книга перемен), Ши Цзин (Книга песен и гимнов). Шу Цзин (История), Чунь Цю («Весны и осени»). Ли Цзи (Этикет). Лунь Юй (Беседы и высказывания), Мэн Цзы (Книга Мэн Кэ), Дасюэ (Великое учение), Чжун Юн.
Но он не только составил Канон, сама биография Конфуция может рассматриваться как пример обучения аристократов секретным боевым искусствам во времена династии Чжоу. Кун Фуцзы. европейское имя - Конфуций (551-479), родился в юроде Цюйфу царства Лу в небогатой, но восходящей своими корнями к княжескому роду Чжоу семье военнослужащего. В этом городе Конфуций прожил большую часть своей жизни, здесь он похоронен, и здесь до сих пор сохраняются два знаменитых на весь мир исторических памятника: храм Конфуция и семейная усадьба Кунов. Совсем недавно, но китайским меркам, в 1730 году перед храмом были построены массивные каменные ворота, на которых написана цитата известного конфуцианца древности Мэнцзы: «Врата Мудреца. соответствовавшего времени». Учение Конфуция действительно соответствовало времени, и это основная причина того, что конфуцианство стало «визитной карточкой» Китая на все последующие тысячелетия. Концентрация традиционного мышления на учении Кунцзы отразилась и на культуре, и на военной педагогике всего дальневосточного региона. После Желтого Императора, пожалуй, только Конфуция можно назвать человеком, сумевшим не только понять смысл СБИ, но и само государственное устройство, структуру власти, ее средства и методы построить по системе СБИ. Именно благодаря Конфуцию мы имеем на сегодняшний день феномен под названием китайская философия!
Но как же учился сам Конфуций и каково было его «личное» отношение к обучению вообще и к военному обучению СБИ в частности? Наряду с письмом и основами счета в школьную программу молодых чжоуских аристократов входили следующие предметы: суггестивное пение, игра на музыкальных инструментах, военные танцы, ритуал, ратное искусство, охота и СБИ. Уже в юношеском возрасте каждый аристократ должен был уверенно владеть следующими дисциплинами военного дела: приемами кулачного боя и борьбы, стрельбой из лука и вождением боевой колесницы. Что касается борьбы и кулачного боя, то в древних трактатах обнаружены следующие названия их разновидностей: цюань-ю, шоу-бо, сьен-гао, цзюэ-ли, доу и сьен-бо.
Великолепные физические данные позволили Конфуцию не только виртуозно освоить приемы владения мечом и рукопашного боя, но и стать хорошим стрелком из лука, что впоследствии не раз спасало ему жизнь во время сражений, еще лучше он владел управлением колесницей. В книге «Лунь Юй» описан случай из жизни Конфуция. Однажды его поддели в споре о его военных талантах - «человек из Дасян сказал: «Велик Кунцзы. Его ученость огромна, но он еще не прославился». Услышав это, Кунцзы сказал: «Что бы мне сделать? Показать ли искусство управления колесницей или искусство стрельбы из лука? Я покажу искусство правления колесницей». Ученость ценилась, но более ценилось умение постоять за себя навыками армейскими, умением применить на практике систему СБИ.
Необходимость военного обучения как основы живучести войск Кунцзы объяснял так: «Отправить на войну людей, не получивших подготовки, - это значит проститься с ними».
Среди первых учеников Конфуция был один из командиров княжеского войска по имени Цзы Лу, целью самообразования которого был извечный вопрос: как добиться успехов в СБИ, в частности - повиновения людей, не заставляя их жить в страхе? Ответ Куна: «своим личным примером» и «следованием ритуалу и музыке (т. е. СБИ)»,- сблизил этих людей, и Цзы Лу всю свою последующую жизнь воплощал идеи Конфуция на практике, А когда пришла пора и Цзы Лу дослужился уже до звания военного советника правителя соседнего царства Вэй, то он погиб от меча врага, защищая своего нового князя, как того требовало положение о доблестном и благородном муже в системе СБИ, как того требовала одна из основных идей мировоззрения СБИ: «Следуй за вождем в его делах, не без того, чтобы совершать это ради себя... Воин действует ради великого правителя»,- написано в «Книге Перемен». Смерть за общие интересы - это, по древнекитайской теории СБИ, главный шаг к достижению бессмертия души.
Идущие до сих пор разногласия в исторической литературе об области деятельности Конфуция (гражданская или военная служба) не имеют под собой реальной основы - чжоуский аристократ «ши» никогда не был жестко закреплен за должностью, а во время военной угрозы должен был занять, соответственно приказу князя, свое положение в войске - от командира небольшого подразделения до главнокомандующего, который избирался на каждое новое сражение. Об аристократе, достигшем зрелости, говорили: «Он уже способен управлять колесницей». Интересно в этом плане и изречение Конфуция, что такое профессиональный военный. Цзы Лу спросил: «Если вы поведете в бой войско, кого вы возьмете с собой?» Учитель (Конфуций) ответил: «Я не возьму с собой того, кто с голыми руками бросается на тигра, переправляется через реку, не используя лодку, гибнет, не испытывая сожаления. Я обязательно возьму с собой того, кто в делах проявляет осторожность, тщательно все продумывает и добивается успеха» («Лунь Юй»). Благодаря трудам Кун-цзы (Конфуция), СБИ Старого Китая в эпоху «Весны и Осени» (770-476 гг. до н. э.) начинают развиваться на основе жесткой политической власти, социальной иерархии и теологии. Обучение молодых аристократов теперь протекало следующим образом. Первой канонической книгой, с которой начиналось обучение грамоте и истории одновременно, являлась «Книга Документов» - «Шу Цзин». Обучение пению и игре на музыкальных инструментах сопровождалось изучением «Книги Гимнов» - «Ши Цзин», где все тексты были написаны в особой манере, и петь их надо было по особенному: напрягая мышцы шеи, что усиливало функции щитовидной железы и всей эпигастральной (поддиафрагменной) области. Что гармонизировало жизненно важные физиологические процессы. Надо было тянуть звуки так, чтобы крылья носа оставались расслаблены и неподвижны - это контролировало правильность произношения звуков: конец каждой строки отмечался громким ударом в барабан или каменную пластинку. К своему детищу - сборнику песен и гимнов «Ши Цзин», воспроизводящему систему «4-х психомоторных упражнении» в концепции СБИ, Конфуций относился с особым трепетом: «Молодые люди, почему вы не изучаете «Ши Цзин»? «Ши Цзин» может вдохновить, расширить кругозор, сблизить с другими людьми, научить, как сдерживать недовольство». ... Обратившись к Бо Юю, учитель спросил: «Вы читали «Песни царства Чжоу» и «Песни царства Шао»? Кто не читал их, подобен немому и слепому». Освоением «Шести Искусств»: письма, счета, пения, игры на музыкальных инструментах, воинского искусства и управления боевой колесницей, к пятнадцати годам и заканчивалось обучение молодых аристократов. Построенная на принуждении, конфуцианская система воспитания позволяла готовить воинов к выполнению задач по защите князя - «Сына Неба», завоеванию новых территорий, обороне «Поднебесной» и пресечению мятежей силами пехоты (лучники и пикейщики) и конницы (верховые, боевые колесницы, связь и разведка). Жесткая иерархическая регламентация, построенная Конфуцием на основе единых законов мироздания, позволила не только сохранять боеспособность армии многие века, но и жестко привязала народ Китая к системе СБИ. Вот причина того. что в китайской культуре до сих пор существует такой ее вид, как боевые искусства у-шу.
Несмотря на старания «учителя всех китайцев» Конфуция «сохранить древность» - сохранить военную систему «Колодезных Полей», - со второй половины эпохи «Весны и Осени» в военно-политической мысли Восточной Азии начинает превалировать концепция «все против всех», что происходило и в европейском обществе на рубеже централизации здесь государственной власти (в VIII- XVI вв.) и привело к образованию рыцарства. В таких же условиях оказалось и древнекитайское общество. Дифференциация кастовой структуры армий китайских княжеств привела к тому, что военная педагогика и СБИ стали играть основную роль в воспитании и обучении аристократов, которые порой кроме чести ничего за собой не имели. В этих условиях в высшем обществе Древнего Китая начинают складываться тенденции к идеологическому объяснению смысла жизни, смысла борьбы, формой которой на физическом плане была военная служба. В Китае начала происходить переоценка прежних положений системы СБИ.
В противовес правилам «земным», которые имели сугубо практическую направленность, появляются правила «небесные», имеющие своей целью воспитать не простого вояку сорвиголова, а мудрого воителя, высокого профессионала, могущего проявить умения борьбы и на поле брани, и в ученом диспуте. Благодаря даосам и их влиянию на авторов дидактических произведений по управлению и военному делу, основными из которых, безусловно, надо назвать «Дао-Дэ-цзин», родоначальниками нового направления стали приверженцы учения даосов, патриархом которого считается легендарный Лао-цзы, Старик-Ребенок.
Таким образом, самым основным событием в эволюции военно-педагогической мысли конца Бронзового века, произошедшим в эпоху «Весны и Осени» Чунь Цю (770-476) и «Воюющих Царств» Чжань Го (475-206), является то, что процесс военного обучения, благодаря опять же даосам, помимо развивающей и воспитательной функций приобретает еще функции образовательную и психологической подготовки, а это, в свою очередь, является тенденцией возникновения «монастырского у-шу» и «института рыцарства». Другими словами. Секретные боевые искусства Старого Китая получают официальный статус - из разряда дисциплины они переходят в разряд объекта изучения. Это событие, опередившее Европу на 12 столетий, и развивалось здесь намного стабильнее - вплоть до середины XX столетия (в Европе традиция прекратилась в начале XIX века, в России - на 100 лет раньше - в начале XVIII века).
Сущность рыцарского обучения СБИ в даосской традиции составляли определенным образом стилизованные под военные психомоторные упражнения или комплексы по типу рассмотренных выше «военных танцев» - у-шу.
Что же такое рыцарься в Китае конца Бронзового века? Вот как охарактеризовал его один из более поздних даосских рыцарей, кореец Нам Ен Но в своем романе «Сон в Нефритовом павильоне»: «Мужчина появляется на свет. чтобы с оружием в руках служить государю и народу. Он обязан изучить по книгам великие деяния древности, дабы хорошо знать, как надлежит поступать герою... Смысл жизни мужчины в сражениях, в постижении мудрости, а все остальное - пустое». Если провести аналогии со средневековым рыцарством Европы, то это, по словам Тацита, «люди, начинающие все битвы, - они всегда составляют передовой строй, вид которого поразителен. Но и в мирное время их лицо не приобретает более мягкого вида. Ни у кого из них нет ни дома, ни поля, ни другого какого-либо занятия; куда они пришли, там и кормятся, расточители чужого, равнодушные к своему достоянию, пока малокровная старость не сделает их слабыми для столь суровой добродетели». В отличие от европейцев, китайские «малокровные старцы» не прозябали без дел - они искали себе учеников, как правило одного-трех, и передавали ему (или им) весь свой опыт. Но опыт не только брани ратной, но и «брани невидимой», секретной; они являлись для своих учеников своеобразным волшебником Мерлином - легендарным воспитателем короля Артура («отца» западного рыцарства). Какую же науку передавал рыцарь-ся «малокровный» рыца-рю-ся «с лицом не мягкого вида»? Прежде всего, это была система СБИ, это была система воспитания отличных от обывательских критериев ценностей. Основанная на нравственно-эстетических качествах воспитания личности, даосская система СБИ учила: Военное искусство гласит: я не смею первым начинать, я должен ожидать. Я не смею наступать хотя бы на вершок вперед, а отступаю на аршин назад. Это называется действием посредством не-деяния, ударом без усилия. В этом случае не будет врага, и я могу обходиться без солдат. Нет беды тяжелее, чем недооценивать противника... ДаоДэцзин.1.Х1Х.
Совершенный полководец не воинственен, совершенный воин не бывает в ярости, совершенный в войнах - не нападает, совершенный в управлении поклоняется низам, это я называю «форма» [дэ], избегающая борьбы, это я называю полководец человеческой силы, это природное и изначальное. Дао Дэцзин. LXV1II. Сильное войско - средство, оно рождает несчастье, его все ненавидят, и человек дао его не использует. Благой муж в мире предпочитает уважение, но в войне использует насилие. Война - порождение несчастья, она не порождение благости. Употребляют только тогда, когда это необходимо. Главное в спокойствии, и не прославляйте себя при победе. Прославление победой - радость убийствам людей... Похоронная процессия должна отмечать победу. Дао Д-зцзин. XXXI.
В период «Воюющих царств» один из рыцарей, полководец Сунь У по прозвищу Бинь, живший в царстве Ци в IV в. до н. э. (свое прозвище Бинь - «Безногий» он получил после того, как был оклеветан завидовавшим его талантам генералом Пан Цзюанем и его подвергли позорному наказанию: отрубили ноги и выжгли на лице клеймо). пишет трактат о военном искусстве «Сунь-цзы» *, который вобрал в себя весь предыдущий опыт военного дела восточноазиатского региона и является до сих пор одним из основных учебных пособий по СБИ в странах Дальнего Востока. Вот его первые строки: "Война - это великое дело для государства, это корень жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять. Поэтому в ее основу кладут пять явлений. Первое - Дао, второе - Небо, третье - Земля, четвертое - Полководец, пятое - Закон".
Дао - это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним жить и вместе с ним умереть, когда он не знает ни страха, ни сомнений.
Небо — ... это порядок времени. Земля — это ... жизнь и смерть (это рыцарство). Полководец — это ум, беспристрастность, человеколюбие, мужество, строгость.
Закон — это воинский срой, командование и снабжение.
Поначалу монастырскими СБИ в Китае занимался только узкий круг людей, именовавшихся ся - рыцарь, но к I в. н. э. многие стали осознавать пользу от СБИ не только в отношении ратном, но и в отношении профилактики здоровья, управления, духовного развития. наконец. Идеологическая ситуация вокруг СБИ настолько изменилась, что система СБИ в третий раз в Китае становится государственным мировоззрением. Его стал исповедовать сам император. В 246 г. до н. э. на престол в княжестве Цинь вступил тринадцатилетний Ин Чжэн, который сразу оказался в водовороте дворцовых интриг и козней. Проявив неординарные самообладание, ум и выдержку, он подавил дворцовый переворот, отправив при этом в ссылку родную мать, а ее фаворитов Лао Ая и Люй Бувэя вынудил совершить самоубийство. Наведя порядок при дворе и внутри государства, Ин Чжэн вплотную приступил к делам внешней политики. Прежде всего с помощью искушенных в интригах советников и опытных военачальников он создал огромную хорошо обученную армию, изображение каждого воина которой было высечено из терракоты и захоронено в память об этом событии. Ин Чжэн, назвав себя «Первым Властителем-Императором династии Цинь» - Цинь Шихуан-ди, упразднил все внутренние границы, учредив 36 (обратим внимание - вновь число 36!) административных округов во главе с чиновниками, назначенными им самим.
В 221 г. до н. э. Китай стал единым централизованным государством. Девятивековая эпоха дома Чжоу закончилась, в Восточной Азии начался Железный век. К этому времени находки китайских ученых позволили усовершенствовать технологию обработки металлов, и на смену бронзе, начиная с VI в. до н. э., постепенно приходит железо, но высокое содержание углерода и пористая структура предопределяли хрупкость изделий, отсутствие у них упругости затрудняло кузнечную обработку. К концу династии Чжоу происходит улучшение технологии металлургии железа и в 221 г. до н. э.- в год смены династий - Цинь Шихуан, как назвал себя Ин Чжэн, издает специальный указ о конфискации всего бронзового оружия в Срединном Государстве и оснащении армии новым оружием - железным. Было собрано 360 тонн бронзы, которая пошла на выплавку единой для всею государства денежной маcсы и изготовление богатой утвари дворцов, культовых треножников, фигурок небожителей.
В Поднебесной на смену Бронзовому веку пришел век Железный, историки часто используют это время для разделения Китая Древнего и Средневекового. Но что же СБИ, что же военно-педагогическая мысль? Произошли ли изменения здесь? И если произошли, то каковы были их предпосылки и результаты?
...Вскоре после создания империи Цинь Шихуан-ди начинает боевые действия: на юге - попытка покорения древневъетнамского государства Аулак, на севере—двухлетний поход против гуннов. Не очень удачные походы вскрыли серьезные недостатки в системе обучения воинов, оснащении и стратегии армии:
1. Существование в государственной армии, которая, по китайским представлениям, должна быть единым монолитным организмом, как минимум «ста философских школ» и трех «социальных» слоев, каждый из которых готовился по «собственной» педагогической системе. отрицательно сказывалось на дисциплине и профессиональной выучке армии.
2. Свободолюбивое воинство рыцарей не явилось опорой для императора в объединении государства по причине узко индивидуальной подготовки каждого из них, что в свою очередь порождало у последних непомерную амбициозность и разобщенность, идеологическую неоднородность общества и разветвленную клановость в борьбе за влияние на императорский двор.
3. Централизация Китая и образование Поднебесной империи существенно увеличило территорию и, учитывая степень развитости коммуникаций и технические возможности для переброски крупных войсковых соединений в Китае начала Железного века, существенно снизило мобильность и боеспособность армии.
4. Самый мобильный род войск - боевые колесницы - уже не соответствовал по своим тактико- техническим характеристикам новым требованиям к скорости перемещения войск на марше и их мобильности в бою по простой причине: низкорослые «предки лошади Пржевальского» не выдерживали стремительного натиска кочевников, восседавших на высоких, сильных, мощных скакунах из парфянских конюшен.
5. Переход на железное вооружение указал на несоответствие ему кожаных доспехов и, как уже было сказано, неуклюжих боевых колесниц, защищаемых деревянными, плетеными или кожаными щитами.
Таковы были предпосылки армейских реформ и военного обучения на рубеже Бронзового и Каменного веков.
Кроме того, переход на железное вооружение привел к тому, что бронзовые прямые мечи цзянь, бывшие на вооружении высших командных чинов, были заменены на дугообразные сабли дао, время обучения фехтованию на которых было меньше в 5-6 раз, и потому ими вооружили даже солдат.
Учитывая указанные выше недостатки в армии Поднебесной начались реформы, реализация которых потребовала от китайских императоров несколько столетий.
Уточняя формы существования систем военного обучения в Китае с древнейших времен по III в. до н. э., отмечаем, что до конца Иньской эпохи (до 1122 г. до н. э.) такие функции СБИ, как развивающая и воспитательная, вполне удовлетворяли критериям подготовки воинов. Основным же событием в эволюции военно-педагогической мысли бронзового века, произошедшим в эпохи «Весны и Осени» Чунь Цю (770-476 гг. до н. э.) и «Воюющих Царств» Чжань Го (475-206 гг. до н. э), является то, что процесс военного обучения, помимо развивающей и воспитательной функций, превалировавших у иньцев и во времена Западного Чжоу (1122—770 гг. до н.э.). приобретает еще функции образовательной и психологической подготовки. Итак, обучение в военных школах во времена Конфуция заключалось в освоении «Шести Искусств»: письма, счета, пения, игры на музыкальных инструментах, воинского искусства и управления боевой колесницей; к пятнадцати годам обучение молодых аристократов заканчивалось. Далее - служба в одном из княжеств Древнего Китая. 221 г. до н. э. Китай стал единым централизованным государством, а в Восточной Азии начался Железный век. Историки часто используют это время для разделения Китая Древнего и Средневекового.
В статье были использованы материалы из следующих источников: Воронов И.А. Секретные боевые искусства Китая. - СПб.: Б&К, 2000. - 242 с.
|