О месте меча в японском обществе и японской культуре написано очень много литературы. Меч был и остается одним из символов могущества императорской династии, предметом гордости сторонников синтоистского культа, одним из символов воспитания стойкости национального духа. Перед тем как приступить к изготовлению настоящего традиционного японского меча, японский кузнец совершал долгий подготовительный ритуал, очень похожий на тот, через который проходил и наш русский иконописец, готовящийся к росписи церкви или к созданию ценной иконы: пост, очистительные омовения, долгие молитвы, облачение в чистые церемониальные одежды, целибат.
Пожалуй, ни в одной стране мира не был так развит этикет меча. Как и в других регионах, заткнутый за пояс с правой стороны или положенный справа от себя клинок означал доверие к собеседнику, ибо из этого положения меч было труднее привести в положение боевой готовности. При входе в дом длинный меч оставлялся у входа на специальной подставке, и войти внутрь с этим мечом означало демонстрацию крайнего неуважения. Передавать меч кому-либо как для показа, так и на хранение можно было только рукоятью к себе — поворот меча рукоятью к противнику означал неуважение к нему и недооценку его способностей фехтовальщика, поскольку настоящий мастер мог мгновенно воспользоваться мечом. Во время демонстрации меч никогда не обнажался полностью, и прикасаться к нему можно было только, обмотав ладонь шелковым платком или листом бумаги, сделанной из риса. Обнажение меча, удар ножнами о ножны и тем более бряцание оружием было равносильно вызову, за которым мог последовать удар без всякого предупреждения. Как и в Европе, мечам присваивались имена, они передавались из поколения в поколение. Лучшие японские оружейники иногда намеренно не клеймили свои мечи, считая, что оружие само достаточно расскажет о том, кто его сделал. А человеку, который не способен это понять, и знать незачем, кем создан меч. Слово «меч» часто табуировалось, и, например, «вакидзаси» буквально означает «на боку воткнутое».
Определение «самурайский» можно трактовать как составную часть условного названия японского меча. Оно привычно для европейца, понимающего под таким обозначением не просто меч определенной формы, но представляющего в своем воображении «катану» — слегка изогнутый японский меч с необычайно твердым и острым лезвием. В Японию меч такой формы был завезен из Кореи. Поэтому в японских хрониках VII–XIII вв. он упоминается как «корейский». В Японии такой меч назывался «цуруги». Древнеяпонский меч «цуруги» имел длинную рукоять и прямое обоюдоострое лезвие. Носили его за спиной наискось и обнажали, хватаясь за рукоять сразу обеими руками. В начале ІІІ в. н. э. в странах востока появляются первые «цуруги», заточенные только с одной стороны. К рукояти некоторых из таких изделий прикреплялся массивный противовес. Изогнутый клинок в Японии начинают делать в эпоху Хэйан (первое серьезное упоминание о них относится к 710 г.), то есть почти одновременно с появлением классической сабли на Ближнем Востоке. К XII в. в Японии с ростом власти и усилением самурайского сословия кривой клинок, являющийся табельным оружием самурая, полностью вытесняет прямой.
Как в европейской, так и в отечественной литературе наблюдается серьезная путаница в наименованиях самурайских мечей. Известно, что самурай носил два меча — длинный и короткий. Такая пара называлась «дайсё» (букв. «больший и меньший») и состояла из «дайто» («большего меча»), бывшего основным оружием самурая, и «сето» («меньшего меча»), служившего запасным или дополнительным оружием, применявшимся в ближнем бою, для отрубания голов или харакири, если у самурая отсутствовал предназначенный специально для этой цели кинжал «кусунгобу». Обычай ношения двух мечей окончательно укоренился в XVI в. Размер лезвия длинного меча превышал два «сяку» («сяку» — мера длины, равная 33 см), короткого — от одного до двух «сяку» (то есть 33–66 см). Как уже упоминалось, длинный японский меч был известен в Европе под названием «катана». Но это не совсем правильно. Катаной называется такой длинный меч, который носится в ножнах, лезвием вверх, заткнутым за пояс, и выхватывается из ножен, обнажаясь, движением сверху вниз. Такой способ ношения меча появился в XIV–XV вв. и прижился, как наиболее удобный (ношение катаны за поясом лезвием вверх позволяло мгновенно вытаскивать его не только правой, но и левой рукой). До этого времени словом «катана» обозначался заткнутый за пояс длинный кинжал или короткий меч, а длинный носил название «тати». Тати носился на боку на перевязи, прикрепленной к ножнам, в которых он размещался лезвием вниз, обнажаясь движением снизу вверх. Такой способ ношения длинного меча годился, когда самураи воевали, в основном, сидя верхом на лошади, но для пешего это было менее удобно. К тому же этикет требовал, чтобы при входе в дом длинный меч снимали, а вынуть меч, находящийся в ножнах, из-за пояса гораздо проще и удобнее, чем каждый раз отцеплять его от перевязи и потом привязывать обратно. С XIV по XV вв., когда длинные мечи стали носить главным образом за поясом, к ношению меча на перевязи стали относиться скорее как к церемониальному обряду. И потому стали появляться «тати» с более богатой отделкой (это относится и к ножнам) и более парадного вида. Короткий меч, который всегда носили в ножнах за поясом, назывался «катана» или «танто», когда его носили в паре с «тати». А когда его носили в паре с длинной «катаной», его называли «вакидзаси». Так что наименование самурайских мечей отражает прежде всего способ их ношения. А извлекаемые из ножен больший и меньший мечи, как бы они ни назывались, имели одинаковую длину и форму. И только очень ранние варианты меньшего меча (в ту пору, когда он еще назывался «катаной») имели едва заметную кривизну и казались почти прямыми.
Длина «дайто» — 95–120 см, «сето» — 50–70 см. Рукоять длинного меча рассчитана на 3,5 кулака, короткого — на 1,5. Ширина лезвия у обоих мечей — около 3-х см, толщина спинки — 5 мм. Лезвие имеет остроту бритвы. Рукоять обычно обтягивается акульей кожей или обматывается таким образом, чтобы она не скользила в руках. Масса длинного меча — около 4 кг. Гарда у обоих мечей была небольшой, лишь слегка прикрывающей руку; она была круглой формы, некоторые экземпляры были похожи на лепесок или многогранник. Называлась она «цуба». «Цуба» малого меча нередко снабжалась дополнительными прорезями для вкладывания в его ножны ножей — метательной «кодзуки» и хозяйственного «когая». Производство «цуб» превратилось буквально в художественный промысел. Им придавались сложные ажурные формы, они украшались резьбой или рельефными изображениями.
Помимо «дайсе», самурай мог получить на вооружение еще и «нодати» — «полевой меч» с лезвием длиной больше метра и общей длиной примерно в 1,5 м. Носили его обычно за спиной подобно «цуруги» или на плече, придерживая рукой. Если не считать различия в длине, конструктивно «нодати» ничем не отличался от «дайто», который дальше мы будем называть «катаной».
Всадник мог держать «катану» и одной рукой, но пеший воин предпочитал держать этот меч двумя руками, потому что он был очень тяжелый. Ранние приемы техники работы «катаной» включают в себя широкие круговые рубяще-режущие движения. Позднее в процессе развития японского боевого искусства они обогатились за счет новых методик. «Катаной» с одинаковым успехом и кололи, и рубили. Длинная рукоять позволяет активно маневрировать мечом. При этом в качестве основного хвата признано положение, когда конец рукояти упирается в середину ладони, а правая рука держит ее возле гарды. Одновременное движение обеих рук позволяет описывать мечом широкую амплитуду без больших усилий.
И «катана», и прямой европейский меч рыцаря весят немало, но техники выполнения ими рубящих ударов совершенно различны. Европейский способ, нацеленный на пробивание доспехов, предполагает максимальное использование инерции движения меча и нанесение удара «с проносом». В японском фехтовании человек ведет меч, а не меч человека. Там удар наносится тоже с применением силы и тяжести всего тела, но не с обычного шага, а с приставного, при котором корпус бойца, получая мощный толчок (больший, чем при развороте корпуса), подается вперед. При этом удар наносится «фиксированно» на заданный уровень, и лезвие задерживается именно там, где это нужно мастеру, а сила удара при этом не гасится. И когда мастер меча рубит в мелкие ломтики кочан капусты или арбуз, лежащий на животе у его ученика, или отрезает половинку лимона, зажатого у него в зубах (часто к тому же вслепую, с завязанными глазами), то при этом в первую очередь демонстрируется его способность фиксировать удар. И если такой удар не пришелся в цель, то он уже не тянет за собой владельца, как в случае с европейским мечом, а дает ему возможность сменить направление или нанести следующий, тем более что короткий приставной шаг позволяет наносить мощные удары на каждом шагу – сегодняшний «кэндока», имеющий черный пояс, может выполнить три вертикальных удара мечом в секунду. Большая часть ударов наносится в вертикальной плоскости. Принятого в Европе разделения на «блок-удар» почти нет. Есть отшибающие удары по рукам или оружию противника, отбрасывающие его оружие с линии атаки и дающие возможность на следующем шаге нанести ему сокрушительный удар. Во время ведение боя на «катанах» происходит отступление вперед. Уход с линии атаки с одновременным нанесением удара — одна из наиболее часто применяющихся комбинаций. Ведь надо иметь в виду, что прямой удар «катаной» может разрубить практически все, и японский доспех просто не рассчитан на то, чтобы «держать» прямые удары. Поединок истинных мастеров самурайского меча сложно назвать поединком в европейском понимании этого слова, ибо он построен на принципе «одним ударом наповал». В «кэндзюцу» же есть «поединок сердец», когда два мастера просто неподвижно стоят или сидят и смотрят друг на друга, и проигрывает тот, кто первым бросается к оружию.
Школ «кэндзюцу», как называется в Японии искусство боя на мечах, существовало и существует немало. Одни прибегают к такому приему, как мгновенный уход с линии атаки, сопровождающийся вертикальным ударом («Синкагэ-рю»), другие уделяют большое внимание подставке левой руки под лезвие меча и боевым приемам, проводимым при помощи этой техники («Синто-рю»), третьи практикуют работу двумя мечами одновременно: большой — в правой руке, малый — в левой («Нито-рю») — таких бойцов называют «рето дзукай». Кто-то предпочитает подрезающие удары в горизонтальной плоскости с обходом вокруг противника. Между техникой «кэндзюцу» и «айкидо» много общего. Можно бить рукояткой, можно перехватывать меч на обратный хват, можно использовать в ближнем бою подножки и подсечки. Особенности самурайского меча позволяют использовать практически все техники работы с длинным клинковым оружием.
В XVII в., после объединения страны под властью дома Токугава, наблюдается тенденция превращения «кэндзюцу» в «кэндо» — способа боя на мечах, именуемого «путь меча». Основа моральных принципов «кэндо» — нравственное самоусовершенствование личности. Сейчас это один из самых популярных в Японии видов спорта, в котором используется уже не настоящее боевое оружие, а его спортивные эквиваленты из дерева или бамбука. Впервые деревянный меч, повторяющий очертания настоящего («боккэн», или «бокуто»), ввел легендарный мастер XVII в. Миямото Мусаси. Впрочем, такой деревянный меч остается грозным оружием, которым запросто можно расколоть череп человека или животного. Самураи хранили «боккэн» дома, пряча его у изголовья. В случае внезапного нападения противника его можно было взять, обезоружить и победить безо всякого кровопролития, просто применив это оружие.
В отличие от техники ведения боя длинным японским мечом техника ведения боя коротким мечом менее известна. Здесь есть место и для хлещущих ударов кистью, построенных на том же принципе фиксированного удара, и для подвешенного положения меча, которым так любят щеголять любители славяно-горицкой борьбы, и частых ударов рукояткой в солнечное сплетение.
|